Корр. Наталья Валерьевна, здравствуйте. Н.В. Здравствуйте. Корр. Уже становится доброй традицией Ваше интервью для сайта проекта «Школа Росатома» в самом начале нового учебного года. Как всегда, посетителей сайта интересуют планы по реализации проекта на новый учебный год. Но разрешите начать с вопросов об итогах прошлого учебного года. Н.В. Конечно. Тем более, что прошедший год был полон событий, которые случились в проекте впервые и прошли, на мой взгляд, очень успешно. Корр. Давайте поговорим немного об этих событиях и их эффектах. Н.В. Среди таких событий, пожалуй, в первую очередь нужно назвать очный финал конкурсов в рамках проекта «Школа Росатома». До прошлого года конкурсы в рамках проекта проходили в заочном и дистанционном режимах. Бесспорно, это было весьма эффективно и позволяло решать сразу несколько важных задач: освоение педагогами электронных устройств и электронной среды, освоение технологий дистанционного взаимодействия, мобилизация технологических приемов, методов, педагогического инструментария на основе профессиональной рефлексии. Но всё развивается, в том числе и наша конкурсная программа. Два года оказалось достаточным для того, чтобы сформировать сетевое сообщество педагогов и руководящих работников школ и детских садов городов-участников проекта. Настало время выстраивания личных профессиональных контактов в очном взаимодействии в рамках конкурсов. И здесь было важно выстроить систему развивающих событий и сред в рамках конкурсов, чтобы педагоги за 3 дня конкурсных мероприятий не только посоревновались друг с другом, но и набрались новых впечатлений, нового опыта профессиональной деятельности, выросли профессионально. И это, на мой взгляд, получилось. Корр. Вы получаете обратную связь по итогам этого события? Н.В. Да, конечно. Во-первых, мы увидели, что стажировки, которые проводили победители конкурсов для своих коллег из разных городов-участников проекта качественно изменились. Многие победители конкурсов в рамках своих стажировок выстраивали среду профессионального общения с использованием собственного опыта проживания очного этапа конкурсов. А интерес к этим стажировкам резко повысился. В рамках очного этапа конкурсов всем стало очевидно кто есть кто и появился интерес к технологиям работы конкретных педагогов и руководителей образовательных организаций. К ним и отправились стажеры из всех городов-участников проекта. Очень эффективно было и то, что в очном этапе конкурсов в качестве наблюдателей приняли участие и муниципальные координаторы проекта. Приехав домой, они смогли сориентировать педагогов своих городов в выборе стажировок, на которые они могли отправиться. Корр. А насколько эффективным было решение о проведении финальных мероприятий в одном из городов-участников проекта? Ведь два года подряд финальные мероприятия проходили в Москве и для многих участников конкурсов было интересным не только принять участие в конкурсе, но и побывать в Москве. Н.В. В первые два года в Москве проходила лишь церемония награждения по итогам конкурсов и семинар для победителей конкурсов. Собственно, финальных конкурсных мероприятий в Москве не проводилось. Но в прошлом учебном году был объявлен конкурс на право провести финальные мероприятия конкурсов среди трех городов-участников проекта, которые стали победителями Кубка «Школы Росатома» в предыдущем учебном году. За право проведения финальных мероприятий боролись Железногорск, Саров и Заречный ЗАТО. По решению конкурсной комиссии победа была присуждена Сарову и финальные мероприятия конкурсов в ноябре 2013 года прошли именно там. Альтернативами прогулкам по Москве для участников финала стали интересный формат конкурсных мероприятий, профессиональное общение, знакомство с уникальной системой образования и участие в культурной жизни города Сарова. Выяснилось, что для участников конкурса это оказалось более привлекательным. По общему мнению традицию проведения финалов конкурсов в одном из городов-участников проекта «Школа Росатома» решено было сохранить. В ноябре 2014 года финальные мероприятия конкурсной программы проекта состоятся в Железногорске. В конкурентной борьбе с заявками от Зеленогорска, Новоуральска и Заречного ЗАТО, Железногорск завоевал это право в этом году. Корр. Мы плавно перешли уже к планам на этот год в рамках реализации проекта. Что нового ожидает участников проекта в этом году? Н.В. Новые традиции уже начинают закладываться. В этом году мы провели День Знаний «Школы Росатома» в Зеленогорске. Это был общегородской праздник, на котором для детей, их родителей и педагогов было развернуто более десятка интересных образовательных площадок и событий: «Цифровое будущее» - на этой площадке дети и взрослые получили возможность оказаться в виртуальной реальности, напечатать объемные предметы на 3D-принтере, предварительно отсканировав их на 3D-сканере, благодаря оборудованию, которое к 1 сентября Госкорпорация «Росатом» подарила Лицею №174 города Зеленогорска, «Умная игровая площадка для дошкольников», на которой была организована избыточная инновационная среда для детей дошкольного возраста и их родителей, «Удивительная химия» и «Удивительная физика» - интерактивные площадки, на которых все желающие не переставали удивляться ярким превращениям веществ и неожиданным изменениям привычных свойств различных предметов. А началось всё с общегородского шествия школ, детских садов и учреждений дополнительного образования города. В шествии главными участниками стали первоклассники и одиннадцатиклассники. Но с большим удовольствием вместе с детьми в нем приняли участие и их родители, учителя. Получился масштабный и очень интересный и яркий праздник для всех горожан. Каждый получил возможность оказаться на интересном образовательном событии и, что самое главное, все участники событий не переставали удивляться окружающему миру, в котором так много неизведанного и интересного. Кто-то с ностальгией, а кто-то впервые в жизни захотел поскорее пойти в школу. Наверное, это самый важный эффект от Дня Знаний «Школы Росатома». Корр. Но в рамках установочного семинара по проекту «Школа Росатома» было объявлено о еще одной традиции… Н.В. Совершенно верно. С этого года мы планируем проведение еще и Дня учителя «Школы Росатома» в городе-участнике проекта. В этом году мы проведем его 3 октября в Сарове. Это событие, на котором мы хотим встретиться со всеми педагогами-участниками проекта «Школа Росатома» разных лет, чтобы пообщаться, узнать, как складывается их профессиональная карьера и личная жизнь, какие у них успехи и проблемы. Корр. То есть это «закрытое» мероприятие? Н.В. Не совсем так. Это мероприятие открыто для всех, кто участвовал в проекте «Школа Росатома». А ведь принять в нем участие может каждый. Корр. А что нового нас ждет в новом учебном году по направлению мероприятий для талантливых детей? Н.В. Мы по-прежнему сохраняем конкурс мероприятий для талантливых детей. В прошлом году из более чем 200 предложений таких мероприятий от городов-участников проекта мы выбрали 15 самых лучших и дали им гранты по 300 000 рублей на их реализацию для всех детей из городов-участников проекта. Главным новшеством конкурса этого года станет требование к предлагаемому на конкурс мероприятию – оно должно стать побуждающим инициативу ребенка и ориентировано на достижение ребенком значимого для него и окружающих результата, продукта интеллектуальной деятельности. Это достаточно сложное требование. Но считаем, что выполнить его по силам представителям городов-участников проекта. В поддержку этого требования мы планируем именно в режиме интерактивного события провести квест-смену для талантливых детей в ВДЦ «Орленок». Замысел лагерной смены – проживание увлекательного и динамичного образовательного приключения, правила и действия которого могут менять сами дети. Корр. Интересно. А кто-то до вас это уже делал? Н.В. Для детей в лагере этого пока никто не делал. Но в рамках проекта «Школа Росатома» мы любим делать что-то впервые и раньше, чем кто-то другой. Корр. А что еще в проекте в этом году будет делаться впервые и раньше чем где-либо еще? Н.В. В конкурсной программе для педагогов и образовательных организаций мы тоже разворачиваем работу, которую не делал системно еще никто. Например, будет проведен конкурс среди детских садов, которые представят свои основные образовательные программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт уже действует, но примерных программ для детских садов пока еще нет. Детские сады городов-участников проекта «Школа Росатома» сделают свои программы в отсутствии примерных программ. Лучшие из этих программ мы обязательно представим для обсуждения и использования всеми детскими садами городов-участников проекта. А в конкурсе учителей в этом году педагоги представят технологии обеспечения предметных результатов образования учащимся школ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Корр. А что, разве учителя до введения новых стандартов не обеспечивали овладение детьми знаний, умений и навыков по разным предметам? В чем новизна задачи конкурса? Н.В. Знания, умения и навыки – это лишь часть предметных результатов ребенка в школе. Пока очень мало учителей, которые это понимают, и еще меньше тех, кто может на практике обеспечивать формирование всего спектра предметных результатов. На конкурсе мы надеемся увидеть, например, различные технологии разноуровневого оценивания предметных результатов образования.Ведь ни для кого не секрет, что в школе оценка 5 может означать совершенно разное: это и способность ребенка воспроизвести выученное, и способность ребенка применить выученное при решении задачи, и способность ребенка увидеть, что для решения задачи не хватает каких-то сведений, фактов или известных ему способов, поэтому для решения этой задачи ребенок сам придумывает новый способ. И всё это в школе может оцениваться отметкой 5. А что же из всего этого действительно важно для ребенка и ценно с точки зрения учителя. Важно, безусловно, и то, и другое, и третье. Но ценность у таких предметных результатов, если хотите – образовательный вес таких предметных результатов, очень разный. Это важно осознавать и ребенку, который к окончанию школы должен как можно лучше понимать свои возможности и интересы, это важно осознавать и педагогу, чтобы обеспечить качественное образование своим ученикам. Я привела сейчас совсем частный пример относительно проблематики формирования предметных результатов в школе. В реальности задач, стоящих перед учителем реализующим новые стандарты, гораздо больше, а круг проблем - гораздо шире. В рамках конкурса мы настраиваем учителей на проектирование и предъявление технологий работы в соответствии с новыми стандартами, которые обеспечивают высокие образовательные результаты детям. В этом и будут соревноваться педагоги в рамках конкурса. Слово «соревнование» можно применить в этом случае только условно. Ведь фактически каждый участник конкурса будет не столько состязаться, сколько знакомиться с различными технологиями работы и проектировать на основе увиденного свою педагогическую технологию. А это уже не столько конкурсная ситуация, сколько ситуация профессионального саморазвития. Корр. А стажировка за рубежом для победителей планируется и где, если не секрет? Н.В. Да, зарубежная стажировка обязательно состоится. В этом году мы повезем победителей конкурсов на стажировку в Японию. В рамках стажировки, как и в прошлом году, мы планируем провести семинар для педагогов, который вооружит их исследовательским инструментарием для изучения системы дошкольного, общего и профессионального педагогического образования, в этом году, Японии. Очень важной образовательной программой, конечно, станет социальный и культурный контекст, в котором происходит образование детей и взрослых в Японии. Думаю, что образовательная программа, которую мы подготовили в рамках зарубежной стажировки, будет очень интересной и полезной для ее участников. Корр. Наталья Валерьевна, проект настолько многоплановый и содержательный, что наверное о нем можно говорить часами. Но наверное лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать о проекте. Что бы вы пожелали посетителям нашего сайта – потенциальным участникам проекта? Н.В. Нельзя научиться плавать не заходя в воду. Конечно, надо участвовать в различных мероприятиях и событиях проекта! Каждый педагог, каждый ребенок из города-участника проекта наверняка найдет для себя что-то интересное в проекте. И я от имени всей команды, которая работает над проектом, желаю здоровых амбиций и смелости в открытии нового для всех, кто планирует участие в мероприятиях в рамках проекта.Ну а для всех остальных мы обязательно будем публиковать материалы проекта и информацию о нем на нашем сайте. Читайте, комментируйте, поддерживайте своих знакомых и близких, находите новые возможности для профессионального (и не профессионального, но тоже очень интересного) общения. Корр. Спасибо, Наталья Валерьевна, за ответы на наши вопросы. Встретимся после окончания конкурсной программы? Обсудим первые итоги? Н.В. Замечательная идея! До встречи в Железногорске. |